Е.Тульбаев судья районного суда № 2 Енбекшикахаского района «Обеспечение верховенства закона» // Газета «Алатау Нұры» № 31 от 11 сентября 2015 года

Версия для печатиВерсия для печати

В основу Плана нации «100 шагов» вошли пять институциональных реформ, одна из которых касается судебной системы, а, именно – обеспечение верховенства закона.

Хочу остановиться на отдельных шагах, направленных на её модернизацию:

- оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. То есть, это переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трёхуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

- ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма – 5лет стажа участия в судебных процессах.

Как показывает практика, судьями должны становиться зрелые люди, свыше 30-ти лет, имеющие опыт работы на государственной службе не менее пяти лет, а не 2 года, как сейчас.

- выделение института правосудия из структуры Академии государственного управления, в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Данный институт будет функционировать при Верховном суде и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе.

-усиление подотчётности судей, разработка нового этического кодекса судей, на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном судебном жюри при Верховном суде страны. В данном вопросе предполагается реформирование института дисциплинарной ответственности судей, при котором будут разграничены полномочия дисциплинарного органа и органа, определяющего профессиональную квалификацию судей.

- внедрение аудио-, видео-фиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудио-, видео-фиксации.

- расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.

В настоящее время действующим законодательством рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей предусмотрено только по делам, где предусмотрена смертная казнь и пожизненное лишение свободы, и то, если об этом ходатайствует обвиняемое лицо.

- обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах, за счётпоэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

- создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.

-создание в г. Астане международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае.

- создание Международного совета при Верховном суде РК для внедрения лучших международных стандартов с участием авторитетных зарубежных судей и юристов. Совет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия.

-сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса.