Научно-практические статьи судей Алматинского областного суда

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить письмомОтправить письмомPDFPDF

                                  Договор банковского займа

 

Развитие экономики любого государства зависит от надежной банковской системы, которая достигается умелым менеджментом финансистов.

Одним из видов деятельности банков, является выдача банковских займов как физическим, так и юридическим лицам. Правовое регулирование данного вида деятельности является основой развития данной отрасли.

Так само понятие договора банковского займа закреплено в Гражданском кодексе (Особенная часть) от 1 июля 1999 года №409, где пункт 1 статьи 727 ГК гласит, что по договору банковского займа займодатель обязуется передать взаймы деньги заемщику на условиях платности, срочности, возвратности.

В соответствии с п. 3 ст. 727 ГК к договору банковского займа применяются правила, касающиеся договора займа, с особенностями, предусмотренными статьей 728 настоящего Кодекса.

Особенностями являются:

1) в качестве заимодателя выступает банк или иное юридическое лицо, имеющее лицензию уполномоченного государственного органа на предоставление займов в денежной форме;

2) предметом договора являются деньги, которые могут быть предоставлены в будущем. В последнем случае договор считается вступившим в силу с момента его заключения (пункт 1 статьи 393 настоящего Кодекса), если этим договором не предусмотрено иное;

3) договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора банковского займа;

4) договор не может содержать условие, предусматривающее право банка или иного юридического лица, имеющего лицензию уполномоченного государственного органа на предоставление займов в денежной форме, на одностороннее изменение условий договора, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;

5) к договору банковского займа не применяются положения пункта 2 статьи 722 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных банковским законодательством Республики Казахстан;

6) положения пунктов 3 и 4 статьи 722 настоящего Кодекса применяются к договору банковского займа при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части предмета займа и (или) выплаты вознаграждения, более чем на сорок календарных дней.

Банкам запрещается выдача займов, обеспеченных акциями, эмитентом которых является данный банк, либо займов на покупку данных акций.

Гражданский кодекс регулирует лишь общие положения, дальнейшее регулирование таких правоотношений относится к самому виду банковской деятельности, в том числе и другими контрольно-надзорными органами страны.

Статья 30 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года N 2444 регламентирует, что банковской деятельностью является осуществление банками банковских и иных операций, установленных настоящей статьей.

К банковским операциям относятся: банковские заемные операции: предоставление банком, ипотечной организацией или дочерними организациями национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.

Регулирование банковской деятельности является одной из важнейших направлений государства, потому данная банковская операция имеет также ряд своих требований установленных государством.  

К нормативным документам относятся:

-Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 февраля 2011 года № 18 «Об утверждении перечня обязательных условий договора банковского займа и внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23 февраля 2007 года № 49 «Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию»;

-Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 февраля 2011 года № 19 «Об утверждении Правил предоставления банковских услуг и рассмотрения банками обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг».

Государством устанавливаются для банков пруденциальные нормативы, которые являются экономическими ограничениями, устанавливаемыми уполномоченным органом для финансовых организаций в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей финансовых услуг.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе устанавливать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты на консолидированной основе (статья 5 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 474 «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»).

Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня устанавливается максимальный размер риска на одного заемщика (п.3).

Основной принцип всех этих сложных процессов для понимания обычного гражданина, заключается в том, чтобы собственный капитал банков должен быть достаточным для выдачи займов без риска быть обанкроченным из-за их не возвратности.

Потому данная отрасль играет для государства и общества особую роль, если вспомнить недавнее прошлое, то можно сказать, что рост экономики страны связан с ростом выдачи банковских займов.

Вначале данный рост был связан, прежде всего, с выдачей ипотечных займов на приобретение жилища, ремонта квартир, приобретение недвижимости в строившихся жилых домах, что позволило развиться рынку строительства, прежде всего строительству городов Астаны, Алматы, и привело к резкому росту рынка недвижимости, в том числе и к спекулятивным махинациям, что в итоге при мировом кризисе дало свой обратный эффект. Имело место невыплата ипотечных кредитов, выселение заемщиков, продажа их имущества, банкротства многих строительных фирм, имело место и мошеннические действия недобросовестных застройщиков, что неизбежно привело к социальному напряжению в стране.

В настоящее время данная отрасль благодаря государству, его активным финансовым шагам по вливанию денежных средств в капиталы данных банков, помогло стабилизировать ситуацию в стране, что необходимо отнести к заслугам руководства страны, возглавляемым Президентом Республики Казахстан. 

Данный факт еще раз наглядно показал нам, что важность экономики страны во многом зависит от финансовой стабильности банков, которые просто обязаны вести правильно свою кредитную политику.

В настоящее время банки второго уровня расширяют свои кредитные портфели, занимают свои ниши, имеется выдача мелких кредитов на  приобретение бытовой техники, сотовых телефонов, мебели, иных товаров и услуг, что конечно радует, однако как показывает судебная практика все же имеется большой процент невозвратности кредитов, что порождает иски банков второго уровня в суды.

В основном споры возникают вокруг обоснованности подачи таких исков, правильности начисления вознаграждения и пени, а также предъявления исков к вещным поручителям (залогодателям, гарантам, поручителям), споры возникают и относительно обоснованности обращения взыскания на заложенное имущество.

В этой части судебная практика показала разные примеры правоприменения, в одних случая суды отказывали в обращении взыскания на заложенное имущество, указывая на то, что срок договора не истек, угрозы потери заложенного имущества нет, или иных оснований предусмотренных статьей 321 ГК, в других случаях суды обращали взыскание, на залоговое имущество, ссылаясь на ст. 317 ГК, указывая на то, что имеется длительное ненадлежащее или не исполнение обязательства.

Статья 317 ГК определяет, что достаточно длительного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору банковского займа, для досрочного взыскания оставшейся суммы и обращения взыскания на заложенное имущество. При этом законодательно данный срок определен в 40 дней, который считаю необходимым увеличить до 90 дней, как банки второго уровня обычно практикуют для объявления дефолта своим заемщикам согласно их внутренней кредитной политике. 

Хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на договор банковского займа заключаемого с физическим лицом, где гражданин в своей повседневной жизни желает получить займ на тех условиях, которые его бы устроили, но при этом сам он зачастую просто не понимает всех его положений.

Вознаграждение банков второго уровня за пользованием займов также имеет правовое регулирование (статья 39 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года N 2444), где могут быть применены как фиксированные ставки, так и плавающие, также устанавливается ограничения по взиманию дополнительных комиссий за выдачу займов, увеличение в одностороннем порядке ставки вознаграждения, указание в договоре годовой эффективной ставки вознаграждения, возможность досрочного погашения кредита в течение 14 дней после получения кредита, также после одного года пользования кредитом без штрафных санкций. При ипотечном кредитовании возможность выбора между аннуитетным способом погашения кредита и методом дифференцированных платежей.

Указанные гарантии защищают физических лиц от кабальных условий договоров банковского займа, а также дисциплинируют участника финансового рынка.

 Для требований банков второго уровня к неплательщикам не распространяется срок исковой давности, что лишает возможности недобросовестных должников избежать имущественной ответственности по прошествии определенного периода времени.

Однако судебная практика показала, что имеет место много спорных вопросов, так банки начисляют вознаграждение на просроченный основной долг, хотя такие условия договором не предусмотрены, либо начисление вознаграждения уже по истечении срока договора, ссылаясь на п. 5 ст. 718 ГК.

В этом вопросе мнения юристов расходятся, поскольку согласно п. 5 ст. 718 ГК, если заемщик не возвращает в срок предмет займа, вознаграждение выплачивается за весь период пользования предметом займа.

В иных случая применяется положения п. 3 ст. 386 ГК устанавливающего, что если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует указание на срок его действия, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Тем самым в данном случае необходимо будет все же законодательно урегулировать такие противоречия, а именно внести дополнения в нормы регулирующие отношения по договору банковского займа, что все же вознаграждение может быть потребовано банком лишь за период срока договора, а также рассчитанного вознаграждения при аннуитетных платежах за срок фактического пользования, а при дифференцированном методе  платежей, на остаток основного долга за период фактического пользования займом, но не более срока действия договора.

В этом случае отпадает много сложных вопросов при исчислении вознаграждения, а также дисциплинирует банки второго уровня при выдаче сомнительных кредитов.

Относительно же комиссий за выдачу кредитов, обслуживание их я прихожу к выводам, что они излишне, поскольку банки в этом случае расходы по осуществлению своей же предпринимательской деятельности при выдаче кредитов, комиссии возлагают на заемщиков, что, по моему мнению, недопустимо.

В силу п. 3 ст. 39 названного Закона, банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны в договорах банковского займа указывать полный перечень комиссий и их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей займа, и не вправе в одностороннем порядке вводить новые виды комиссий в рамках заключенного договора.

Согласно п.1 ст. 39 Закона ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, самостоятельно с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан.

Тем самым за выдачу кредита банки еще и требуют уплату им комиссии.

Данный момент также закреплен при исчислении годовой эффективной ставки.

В соответствии с п. 2 ст. 718 ГК защита прав заемщиков банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, микрофинансовых организаций и кредитных товариществ обеспечивается путем установления предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения, включающей вознаграждение, все виды комиссий и иные платежи, взимаемые заимодателем в связи с выдачей и обслуживанием займа, и рассчитываемой в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения определяется нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

Годовая эффективная ставка вознаграждения установлена в размере 56% годовых, Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 377. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 января 2013 года № 8306 «Об утверждении предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения».

Порядок её исчисления определен Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 137 «Об утверждении Правил исчисления ставок вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальной стоимости) по займам и вкладам».

В настоящее время иски банков о взыскании комиссий за ведение ссудного счета остаются без удовлетворения, поскольку это противоречит требованиям банковского законодательства, так как обязанность по ведению ссудного счета, прежде всего, возлагается на сам банк второго уровня перед Национальным Банком Республики Казахстан. 

В действительности такие комиссии включаются в годовую эффективную ставку вознаграждения, соответственно в любом случае подлежат возмещению заемщиками.

Согласно п. 8 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 марта 2012 года № 137 «Об утверждении Правил исчисления ставок вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальной стоимости) по займам и вкладам» в расчет годовой эффективной ставки вознаграждения по займу включаются платежи клиента по договору банковского займа, связанные с заключением и исполнением данного договора, размеры и сроки выплаты которых известны на дату заключения договора банковского займа, в том числе: 1) платежи по погашению основной суммы долга;  2) платежи по уплате вознаграждения по займу; 3) плата за рассмотрение заявления и документов клиента на получение займа и (или) открытие банковских счетов для получения займа; 4) комиссии за получение займа; 5) платежи другим организациям (посредникам), оказывающим услуги по получению и обслуживанию займов; 6) платежи клиента в пользу страховой организации, если выгодоприобретателем в случае наступления страхового случая по договору страхования выступает банк; 7) платежи клиента гаранту (поручителю) за получение гарантии (поручительства), оценщику за оценку передаваемого в залог имущества; 8) другие платежи, включая комиссию за открытие и ведение банковского счета, а также комиссии за перевод займа по целевому назначению, определенному договором банковского займа.
Перечень комиссий и других платежей, которые влияют на размер годовой эффективной ставки вознаграждения, размеры и порядок их определения указываются в договоре банковского займа.
Комиссии за открытие и ведение банковских счетов, используемых для иных целей, помимо обслуживания банковского займа, при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения не учитываются.

Здесь необходимо четко определить для клиентов, что они платят банку, где вознаграждение и где комиссии банков второго уровня связанные с такими займами, что приведет к более точному пониманию клиентов банка, за, что они платят.

В соответствии со ст. 36 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года N 2444 при наступлении просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа банк (организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций) обязан уведомить заемщика способом, предусмотренным в договоре банковского займа, о необходимости внесения платежей по договору банковского займа и о последствиях невыполнения заемщиком своих обязательств.
При неудовлетворении требований, вытекающих из уведомления, указанного в части первой настоящей статьи, банк (организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций) вправе применить к заемщику следующие меры: 1) вынести на рассмотрение уполномоченного органа банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, вопрос о применении мер в отношении заемщика. Принятие решения о применении мер осуществляется в соответствии с Правилами о внутренней кредитной политике банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций; 2) обратить взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке на деньги, имеющиеся на любых банковских счетах заемщика (в случае если такое взыскание оговорено в договоре банковского займа), за исключением денег, получаемых заемщиком в виде пособий и социальных выплат, выплачиваемых из государственного бюджета и Государственного фонда социального страхования, находящихся на банковских счетах, открытых по требованию заемщика, в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа; 3) применить любые меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и (или) договором банковского займа, в том числе обратиться с иском в суд о взыскании суммы долга по договору банковского займа, а также обратить взыскание на заложенное имущество во внесудебном порядке (за исключением случаев, предусмотренных законодательным актом Республики Казахстан об ипотеке недвижимого имущества) либо в судебном порядке; 4) обратиться с иском в суд о признании заемщика - юридического лица банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Перечитывая данный перечень возможностей банков, хочется сказать, что на законодательном уровне им даны большие правовые возможности для возврата выданного займа.

Не останавливаясь на каждом конкретном примере, можно сказать с уверенностью, что  судебная практика по таким делам неоднозначна, при этом хотелось бы все же достичь единого понимания норм закона и применения их на практике, что возможно при конкретизации некоторых норм гражданского и банковского законодательства.

В данном случае не маловажным остается как финансовая стабильность в государстве, так и защищенность субъектов гражданских правоотношений от доминирующего положения банков второго уровня на рынке финансовых услуг.  

Юристам, экономистам и финансистам в данном вопросе должны быть детально изучены ошибки, и положительный опыт прошедшего периода времени становления банковской сферы, а также требования рынка и реалий нашего времени.

                                               Судья Алматинского областного суда  Жекенова Н.Ж.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИННОГО ПОВЕДЕНИЯ СУДЕЙ

- ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД СУДЕБНОЙ СИСТЕМОЙ НА  УI СЪЕЗДЕ СУДЕЙ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

Конституция  Казахстана утверждает нашу  республику в качестве независимого демократического государства, в котором единственным источником государственной власти является многонациональный народ Казахстана. Обеспеченность и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина гарантированы Конституцией Республики Казахстан.

В свете принятых решений  состоявшегося 20 ноября 2013 года УI съезда судей Республики Казахстан и концепции судебно-правовой реформы определены  приоритетные направления по их последовательной реализации.

Одной из задач, поставленной съездом является повышение требований к профессионализму и нравственно-этическому облику служителей фемиды.

Проблема коррупции в судебной системе является архиважной, ведь проявление коррупции - это опаснейшее криминальное явление, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан.

Опасность коррупции обусловлена тем, что она переплетается с другими корыстными преступлениями, посягая на нормальную деятельность государственного аппарата, что ведет к нарушению принципов социальной справедливости и законности.

Сегодня общество предъявляет к судьям очень высокие требования по качественному и своевременному отправлению правосудия, и суды реально становятся институтом защиты прав и свобод граждан.

В своем Послании Президент страны не случайно акцентировал внимание общественности на фигуре судьи. Люди оценивают судейскую работу по конкретным делам. Так как на весах Фемиды – судьба человека, судья не имеет права на ошибку и морально должен быть кристально чистым.

Поэтому формирование антикоррупционного поведения  судей- эта одна из главных задач, поставленных перед судебной системой на УI съезде судей Республики Казахстан.

Реализация поставленных съездом задач по формированию антикоррупционного поведения судей проводится посредством осуществления комплекса мер, направленных на искоренение причин и условий, способствующих коррупции, а также на очищение судейского корпуса от лиц, не достойных звания судей.

 Способами реализации этих направлений являются совершенствование и упрощение судопроизводства, создание условий, искореняющих волокиту, судебные ошибки и нарушения законности судьями, обеспечение  доступности правосудия широким слоям граждан, повышение уровня доверия граждан к судебной системе.

Съездом поставлена задача повысить профессионализм судейского корпуса. Цена ошибок в работе судей слишком высока для всего общества и каждого человека. Судьям доверено действовать во имя справедливости от имени Закона, что налагает на них двойную ответственность.

Каждый судья должен осознавать, что судейская независимость-это не цель, а средство для надлежащего исполнения гражданского и профессионального долга судьи. Те, кто не осознает это, не имеют право носить высокое звание судьи.

Положения закона о судах, предъявляя требования к профессиональным качествам и моральному облику судьи, предусматривают самое строгое  наказание- освобождение от должности не только за нарушения законности при осуществлении правосудия, но и за совершение поступка, противоречащего критериям судейского поведения.

В законе, а также в Кодексе судейской этики прямо указано, что судья не только при исполнении своих конституционных обязанностей, но и во внеслужебных отношениях обязан неукоснительно соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности  и беспристрастности.

В  Послании Президента Республики Казахстан выделены основные направления социально-экономической политики, и каждый истинный гражданин своей страны не только должен их принять, но и сделать все необходимое, чтобы воплотить их в жизнь.

Роль судьи в воплощении в жизнь этой политики заключается в неукоснительном  исполнении закона при отправлении правосудия.

Отношение гражданина  к суду основано именно на его уверенности в защищенности своих законных прав и интересов. И надежды эти всегда должны оправдываться.

Вопросам, связанным с формированием антикоррупционного поведения в судейском сообществе уделяется особое и постоянное внимание.

Благодаря принципам конкурсного отбора судейских кадров, особого внимания со стороны общественности, открытости и публичности судебного процесса, доступа представителей СМИ достигнуты успехи в борьбе с коррупционными проявлениями.

В  искоренении любых коррупционных проявлений в судебной системе прежде всего заинтересовано само судейское сообщество.

Одним из таких механизмов является работа Судебного  жюри и комиссий по судейской этике. Каждый гражданин имеет возможность сообщить о фактах нарушения судьей в комиссию по судейской этике или  через установленные во всех судах телефоны доверия.

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей также является  эффективным механизмом открытости и прозрачности  работы судов.  

В числе  антикоррупционных мер немаловажное значение имеет обеспечение прозрачности деятельности судов, доступности  судебной информации.

В этом плане судейским сообществом нашей области также проводится большая работа.

Списки дел, назначенных к слушанию, заранее вывешиваются в фойе зданий судов, судебные процессы ведутся с фиксацией их на аудиовидеоносителях, обеспечивается  беспрепятственное участие граждан и СМИ  на судебных процессах.

Существующее автоматизированное распределение поступающих в суд дел и заявлений исключает вмешательство судьи или руководителя в распределение дел. Действующий сайт областного суда позволяет каждому гражданину обратиться с заявлением или жалобой на действия судьи нашего региона.

Открытость судебной системы  подразумевает открытый диалог с обществом. Претворение в жизнь этого принципа проводится нами через проводимые встречи с журналистами.

Вопросам налаживания нормального конструктивного взаимодействия судов и СМИ мы уделяем самое серьезное внимание, поскольку именно пресса является связующим звеном между обществом и судами и формирует общественное мнение. В текущем году были  проведены 12 «круглых столов» и 16 дней открытых дверей, в работе  которых приняли участие представители общественности и средств массовой информации. 

В рамках разработанного плана по антикоррупционым мероприятиям в системе судебных органов Алматинской области судьями проводится постоянная  работа. На регулярной  основе публикуются выступления в СМИ по разъяснению населению способов реагирования на неправомерные действия судей и работников судов. Рассмотрением обращений, жалоб физических и юридических лиц на действия судей занимается специально  созданная рабочая группа из числа опытных судей.

В  текущем году судьями было опубликовано 9 таких статей, на сайте областного суда размещено 5 публикаций на тему борьбы с коррупцией, проведено 2 выступления по телевидению.

В залах ожидания, фойе всех судов области имеется информация о телефонах доверия, в судах  оборудованы специальные залы ожидания для участников процесса, что исключает любые непроцессуальные контакты с судьями и специалистами судов,  прием граждан осуществляют только первые руководители судов, все залы судебных заседаний оснащены системами аудиовидеофиксации и они используются судами при рассмотрении конкретных дел.

В практику работы нашей комиссии по судейской этике введено проведение собеседования с каждым вновь назначенным судьей на предмет знания и соблюдения ими норм судейской этики.

В целях искоренения любых нарушений среди судей Алматинской области регулярно проводится  прием граждан председателем Алматинского областного суда.

Сейчас созданы все условия для плодотворной работы судов. И теперь только от нас зависит утверждение в обществе уверенности в беспристрастности и справедливости судов.

Открытость, прозрачность и подотчетность власти обществу вызовут доверие населения к деятельности государственного аппарата и одобрение принятых им решений, а вовлеченность участников гражданского общества, их активность и инициатива, являющиеся индикатором демократического развития страны, станут важнейшими рычагами противодействия коррупции.

Происходящие преобразования в нашем государстве, безусловно, повысят авторитет судебной ветви власти. В этом смысле мы твердо уверены, что народ поверит в справедливость, гуманность принятых судом решений, а следовательно, в свою правовую защищенность государством. Судьи нашей области видят в этом свою роль и понимают ответственность за ту работу, которую нам доверил народ.

                                                       Судья Алматинского областного суда Березовская Л.Г.

 

Раздел имущества супругов и сроки при разделе имущества.

         Основой правильного понимания закона в части раздела имущества супругов является правильное понимание такого понятия, как собственность. Как известно, право собственности есть одно из немногих прав, гарантированных Конституцией Республики Казахстан.

        Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст.118 п.2 ГК РК). То есть, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

      В соответствии со статьей 33 Кодекса  Республики Казахстан “О браке (супружестве)  и семье” имущество, нажитое супругами во время брака (супружества), является их общей совместной собственностью. В силу  пункта 5 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) право собственности бессрочно. Следовательно, закон не ограничивает срок, в течение которого общее имущество после развода будет принадлежать обеим супругам.

       Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов.

         В чем разница между правом собственности и правом на общее имущество? – принципиальная разница состоит в том, что на защиту прав собственника срок исковой давности не распространяется (ст. 187 п. 4  ГК РК).  В то же время к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

       Согласно пункту 20 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», течение трехлетнего срока исковой давности для требования о разделе имущества, являющегося общей собственностью супругов, брак которых расторгнут, следует исчислять не со времени прекращения брака (при расторжении брака в суде - дня вступления решения в законную силу, при расторжении брака в органах загса - дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния), а со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 180 Гражданского кодекса). То есть, если супруг(а) не обращается за разделом имущества, это не означает, что он(а) утратил свое право на него или что его право нарушено. Законом не установлена обязанность лиц, имеющих имущество в общей собственности, произвести раздел этого имущества при наступлении каких-либо обстоятельств, например, при разводе. Право будет считаться нарушенным с момента, когда другой супруг отказал в разделе имущества или не согласился с его условиями. И срок исковой давности начинает течь с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Исходя из пункта 1 статьи 177 Гражданского кодекса, исковая давность - это период времени, в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого законом интереса. То есть до отказа супруга разделить имущество право на него ничем не нарушено, соответственно, и применять срок исковой давности с момента расторжения брака не имеет смысла.

Таким образом, в случае расторжения брака необходимо понимать, что вопрос о разделе совместно нажитого имущества необходимо решать своевременно. В случае, если по каким-либо причинам вопрос о разделе имущества возник через длительное время после расторжения брака, необходимо правильно аргументировать свою позицию с учетом возможности применения срока исковой давности к заявленным требованиям.

                                                        Судья Алматинского областного суда Курбанова С.А.

 

 

 

Отзывы и предложения