Судья Алматинского областного суда Березовская Лидия Георгиевна «Соблюдение и защита прав и свобод гражданина» // газета «Вечерний Жетісу» № 16 от 29.08.2015г.

Версия для печатиВерсия для печати

Глава Государства страны поставил перед казахстанцами новые задачи и ориентиры - «100 конкретных  шагов». Это модернизация всей страны в соответствии с велением нового времени, укрепление конкурентоспособных институтов общества. И среди этих приоритетов особое внимание уделено судебной системе.

Две из пяти институциональных реформ, обозначенных Президентом Казахстана в Плане нации, — это верховенство закона и транспарентное подотчетное государство – предусматривают реформу судебной системы, как института, обеспечивающего не только верховенство закона, но, в первую очередь, соблюдение и защиту прав и свобод гражданина.

В условиях возрастающей гражданской активности  повышаются требования к соблюдению прав и свобод человека.

В соответствии с Концепцией правовой политики до 2020 года обеспечение защиты конституционных прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, является важнейшим направлением развития судебно-правовой реформы, поскольку права и свободы, как гласит наша Конституция, являются высшей ценностью.

В Плане нации "100 шагов" большое внимание уделяется совершенствованию судебной системы. Одна из задач четко прописана в 22-м шаге, где говорится о роли следственного судьи в обеспечении баланса между обвинением и защитой.

Новым Уголовно-процессуальным кодексом РК реализовано данное направление реформы и введен новый институт – следственный судья, осуществляющий контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном досудебном производстве.

Согласно статье 55 УПК следственный судья наделен правом санкционировать 12 процессуальных действий и решений, рассматривать 8 вопросов и выполнять 8 иных полномочий. Однако это первый этап правовой реформы, на котором законодательно учрежден следственный судья и определены его функции. В настоящее время указанный объем полномочий суда не является достаточным для осуществления надлежащего судебного контроля за досудебным производством. В связи с этим положениями Концепции правовой политики и национального плана Лидера нации по реализации пяти институциональных реформ предусмотрено дальнейшее усиление судебного контроля. Поэтому предполагается дальнейшее расширение полномочий следственного судьи, а также совершенствование форм и методов его процессуальной деятельности. Кроме того, для обеспечения баланса между обвинением и защитой следственному судье будут поэтапно передаваться полномочия по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

В рамках усиления судебного контроля предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций – санкционирование осмотра, обыска и личного обыска.

Конституция Республики Казахстан, отдавая приоритет правам человека и гражданина, провозгласила право граждан на судебную защиту и признала право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от  24 августа 2009 года отмечено, что ведущую роль в системе правозащитных институтов играет адвокатура, являющаяся ядром системы оказания гражданам юридической помощи. Реализация гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи является условием и гарантией доступа к правосудию.

Обеспечение права обвиняемого на защиту предполагает состязательность уголовного процесса, так как именно состязательное построение и проведение судебного разбирательства  обеспечивает обвиняемому право на защиту.

               Статья 23 УПК гласит, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты. Стороны, участвующие в уголовном процессе, равноправны, то есть наделены в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Кодексом равными возможностями отстаивать свою позицию. Суд основывает процессуальное решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон.

Одно из обязательных условий принципа состязательности равенство сторон. Процессуальное равенство сторон состоит в том, что обвинение и защита пользуются равными процессуальными правами для отстаивания своих позиций, оспаривания и опровержения позиций  противной стороны, как в стадии судебного разбирательства, так и в стадии предварительного расследования.

Согласно п. 10 ч.9 ст.64 УПК обвиняемый имеет право «представлять доказательства», а защитник согласно п.2 ч.2 ст.70 УПК имеет право собирать и представлять предметы, документы и сведения, необходимые для оказания юридической помощи. Защитник вправе получать сведения, необходимые для осуществления защиты на основании ч.3 ст.122 УПК путем истребования справки, характеристики и иных  документов, инициирования на договорной основе производства судебной экспертизы, привлечения на договорной основе специалиста, опрашивания с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к уголовному делу, в том числе с использованием научно-технических средств.

Для обеспечения баланса между сторонами обвинения и защиты, обеспечения принципа состязательности и равноправия сторон необходимо перейти к состязательному уголовному процессу во всех стадиях, а не только в судебном разбирательстве. На предварительном следствии, в судебном разбирательстве, при пересмотре дел в вышестоящих судах обвинению должна противостоять полноценная защита.

Состязание сторон должно проходить при полном равенстве их процессуальных прав на всем протяжении производства по уголовному делу.

Введение института присяжных заседателей тоже стимулирует состязательный процесс, который повышает требования к качеству работы сотрудников прокуратуры, к следователям и защите, что также отражено в плане нации "100 конкретных шагов по реализации пяти реформ".

План нации "100 конкретных шагов по реализации пяти реформ", озвученный Главой государства, ставит задачи по расширению перечня категорий дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей.

Участие  присяжных заседателей обеспечивает прозрачность самого судебного процесса.

Обязательная аудио- и видеофиксация всех судебных процессов также будут способствовать открытости судебной системы и состязательности сторон.

Суды призваны реализовывать функции судебной власти по защите от незаконного, необоснованного ограничения прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе, своевременному принятию предусмотренных законом мер, направленных на их восстановление, а также компенсацию причиненного вреда.

Проводимые в стране мероприятия по реформе судебной системы безусловно  направлены на обеспечение верховенства закона, а также соблюдение и защиту прав и свобод гражданина.

Реализация мероприятий, разработанных в рамках обеспечения верховенства закона, позволит улучшить качество отправления правосудия, повысить доверие граждан к суду, поднять на новый уровень деятельность судебной системы Казахстана в мировом рейтинге верховенства права.