Ержан Байболов исполняющий обязанности председателя Енбекшиказахского районного суда, «Ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности» // Сарқан № 39 (30.09.2016)

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

В плане нации «100 конкретных шагов» в целях обеспечения верховенства закона предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, один из которых предусматривает ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.

Сегодня Президент страны Нурсултан Назарбаев ставит перед нами новые задачи и цели.

На 16 съезде партии «НұрОтан» Лидер Нации выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности, одной из которых названо обеспечение верховенства закона.

В целях реализации институциональных реформ разработаны 100 конкретных шагов.

«100 шагов» – это план нации по вхождению в 30 развитых государств в новых исторических условиях, пошаговое исполнение которого, представляется, даст свои позитивные результаты в дальнейшем развитии нашего государства.

В целях обеспечения верховенства закона предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, один из которых предусматривает ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что судебная система, как одна из ветвей власти, обеспечивающая исполнение законов и соответствующая общемировым стандартам современного правового и демократического государства, состоялась.

Однако глобальные и внутренние вызовы непосредственно связаны и с деятельностью судебной системы, и требуют ужесточения квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, усиления подотчетности судей.

По категориям гражданских дел, рассматриваемых в судах, можно проследить изменения в нашем обществе, развитие рыночных отношений. Если в советское время гражданские процессы велись в основном по восстановлению на работе,  выселению, по разделу имущества между супругами, взысканию алиментов, возмещению вреда здоровью, то в связи  с рыночной конкуренцией стали появляться новые категории судебных дел, все сложнее и сложнее. Это требует от судей работы над повышением своей квалификации, глубокого изучения экономических законов.

Сейчас граждане в суды обращаются с исковыми заявлениями, связанными с ипотекой, кредитом, залогом, лицензированием, налоговыми, таможенными, земельными  и корпоративными спорами и так далее.
Ежегодное увеличение количества рассматриваемых судами гражданских дел свидетельствует о том, что граждане за зашитой своих прав обращаются в суды, что свидетельствует о доверии граждан государству и судебной системе.

В последние годы для укрепления доверия общества к судам Верховным судом совместно с Высшим судебным советом и квалификационной коллегией юстиции был принят ряд мер, направленных на усиление требований к образовательному уровню претендентов на должность судей и их личностным качествам.

В частности, экзамен, сдаваемый претендентом, состоит из трех этапов: прохождение теста, порог которого увеличен до 80 процентов; устный экзамен с теоретическими вопросами и практическими задачами; психологический тест.

При прохождении конкурса на занятие вакантной должности судьи предпочтение отдается выпускникам магистратуры Института правосудия при Академии госслужбы.

«Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Открытость – это лекарство от коррупции в судейских рядах», – отметил Президент.
Безусловно, качество отправления правосудия зависит от профессиональных и моральных качеств человека, выбравшего этот нелегкий труд, и от неукоснительного соблюдения требований закона по подбору кадров на должность судьи.

Высокие требования, предъявляемые сегодня к судьям, требуют существенных изменений в вопросах подготовки кадров.      
Так, поддержаны предложения о повышении до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи, в связи с чем будут внесены поправки в Конституцию страны.
При этом введен пятилетний стаж работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве, например, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат.

Срок прохождения стажировки магистрантов в судах составляет до одного года.Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов увеличен до одного года, при этом он  проходит  на освобожденной основе от основной работы кандидата с выплатой стипендии в размере от 50 до 70 процентов от должностного оклада судьи.

Указанные требования к кандидату в судьи являются оправданными, поскольку постоянное нахождение кандидата в судьи в атмосфере судебных процессов, участие в подготовке дел к рассмотрению, изучение организации работы суда позволяют кандидату в судьи определиться с выбором профессии, насколько он готов профессионально и психологически к этой ответственной работе.

О необходимости предъявления таких требований свидетельствуют и отдельные факты освобождения от должности судьи по собственному желанию в течение года после назначения по субъективным причинам, которые не справлялись с возложенными обязанностями, осознали, что не готовы к работе судьи.

Другой важной новеллой является введение годичного испытательного срока для вновь назначенных судей.

В период испытательного срока они будут рассматривать административные, а также несложные уголовные и гражданские дела.

По окончании испытательного срока результаты будут обсуждаться на пленарном заседании областного суда. Далее при положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться квалификационной комиссией судебного жюри.

При подтверждении профессиональных качеств кандидата в судьи он представляется в Высший судебный совет для рекомендации Главе государства для назначения на должность судьи на постоянной основе.
Реализация мероприятий, разработанных в рамках обеспечения верховенства закона, позволит улучшить качество отправления правосудия, повысить доверие граждан суду, поднять на новый уровень деятельность судебной системы Казахстана в мировом рейтинге верховенства права.