Г.А.Мушанова, судья кассационной судебной коллегии Алматинского областного суда, «Ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов» // газета «Сапа Талдықорған» №32 от 13.08.2015 г.

Версия для печатиВерсия для печати

Глава государства, выступая на очередном 16 съезде партии «Нур Отан», выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности.

1.Формирование современного государственного аппарата;

2.Обеспечение верховенства Закона;

3.Индустриализация и экономический рост;

4.Нация единого будущего;

5.Транспарентное подотчетное государство.

Президент поставил перед казахстанцами новые задачи и ориентиры - «100 конкретных  шагов». Это модернизация всей страны в соответствии с вызовами нового времени, укрепление конкурентоспособных институтов общества. Стоит отметить также особую своевременность всех предлагаемых реформ и их системность, ведь каждый из приоритетов дополняет друг друга и вместе дает целостную картину будущего страны. И среди этих приоритетов особое внимание уделено судебной системе.

В целях повышения эффективности и оперативности правосудия намечена оптимизация судебных инстанций. Это реализация перехода к трехуровневой системе правосудия: суд первой инстанции – районные суды, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции. 

При сокращении инстанций предлагается усилить роль апелляции, где должно применяться коллегиальное рассмотрение дел. При этом важно отметить – оно будет проводиться исходя из степени их сложности. Скажем, гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи. По остальным категориям дел предлагается рассматривать их исключительно коллегиально.

Также должны быть отработаны и строго гарантированы порядок рассмотрения дел в Верховном суде, обеспечить предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств. Предварительно ограничение подсудности предлагается по уголовным делам небольшой тяжести, а дела, связанные с уголовными проступками, и административные дела, как и сегодня, должны поступать в кассацию только через прокуратуру.

По гражданским делам – дела упрощенного порядка, приказного производства – также должны находить окончательные решения в областных судах. Кроме того, мы полагаем необходимым ввести ограничения по суммам иска – такова устоявшаяся мировая практика. Предлагается установить госпошлину при обращении в Верховный суд с ходатайством по гражданским делам. Все это делается для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных процессов стороной, не имеющей юридических аргументов своей правоты.

Задачи, поставленные Президентом страны, требуют кардинальных изменений в вопросах отбора судей.

«Сегодня слабые звенья судебной системы – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к судьям, что зачастую приводит к коррупционным явлениям среди судейского корпуса. Открытость – это лекарство от коррупции в судейских рядах», – отметил Президент.

Безусловно, качество отправления правосудия зависит от профессиональных и моральных качеств человека, выбравшего этот нелегкий труд, и от неукоснительного соблюдения требований закона по подбору кадров на должность судьи.

Высокие требования, предъявляемые сегодня к судьям, требуют существенных изменений в вопросах подготовки кадров.   

В этом направлении рабочей группой национальной комиссии проведена большая аналитическая работа с изучением опыта зарубежных стран и поддержан ряд предложений по вопросам отбора кадров на судейские должности.

В скором времени намечается дальнейшее усиление квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов в судьи, повышение до 30 лет возрастного ценза для кандидатов в судьи. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве.

Срок стажировки кандидатов в судьи – будет увеличен до одного года, и она будет проходить на освобожденной основе, с выплатой стипендии.

Институт правосудия из состава Академии госуправления при Президенте РК передается в ведение Верховного суда, это учебное заведение будет нацелено на подготовку кандидатов на должность судьи, повышение профессионального уровня действующих судей и работников судебной системы, проведение научных исследований в сфере судебной деятельности.

При таком подходе академия сможет реально выявлять недостатки в подготовке каждого магистранта и оперативно их устранять.

Также вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. На них в это время будут возложены обязанности по рассмотрению административных дел, несложных гражданских и уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести. По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. 

При положительном заключении их профессиональные качества будут оцениваться далее квалификационной комиссией судебного жюри. Затем их представят Высшему судебному совету для рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура отклоняется. 

Вводится институт поручительства за вновь назначенного судью действующим судьей. Сегодня институт поручительства применяется по инициативе Верховного суда, и в будущем его предлагается закрепить законодательно.

Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, расширяются возможности граждан по жалобам на действия судьи в судебное жюри.

В составе судебного жюри предлагается создать две самостоятельные комиссии – квалификационную и дисциплинарную. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы проверки действующих судей на предмет профессионального соответствия занимаемой должности раз в пять, затем – в десять лет, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящий суд. То есть это будут прямые инструменты проверки профессионального уровня судей, что делается в полном соответствии с правилами меритократии, которые действуют в системе госслужбы.