"Повышенная защита" «Юридическая газета», 18.02.2014

Версия для печатиВерсия для печатиХат жолдауХат жолдау

Возрастная неадаптированность несовершеннолетних к условиям жизни требует компенсации путем повышенной правовой защиты.

Именно этот фактор явился наиважнейшим основанием для создания в Казахстане специального института ювенальной юстиции. Установление особого порядка производства по делам о правонарушениях несовершеннолетних относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, таким, как положения Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. В связи с этим одной из главных задач, от решения которой будет зависеть дальнейшее развитие государства, является совершенствование системы специальной правовой защиты детей. В качестве одного из перспективных направлений развития и реализации правовых реформ, судебной системы страны в Концепции правовой политики, утвержденной Указом Президента РК от 20 сентября 2002 года, определено образование ювенальных судов.

Алматинский межрайонный суд по делам несовершеннолетних № 2 начал действовать с 16 апреля 2012 года. Благодаря поддержке руководства Верховного Суда РК и Алматинского областного суда у нас созданы все условия для полноценной работы. Если наличие кабинетов для прокурора и адвоката является нормой для судов общей юрисдикции, то отдельные кабинеты для психолога, социального работника и медиатора - есть только у нас.

Если потерпевший по той или иной причине не желает лицом к лицу встречаться с подсудимым, давать показания в зале судебного заседания, то ему помогает психолог. Он будет беседовать с ним в специально оборудованном кабинете, откуда в режиме аудиовидеофиксации беседа транслируется на специальный монитор в зале судебного заседания. Подобная новация применяется пока только у нас и нигде больше в Казахстане.

То, что применение такого новшества при рассмотрении некоторого рода уголовных дел просто необходимо, подтвердил недавний судебный процесс, где рассматривалось уголовное дело по ст. 124 ч. 3 УК РК в отношении гражданина К. Проживающий в одном из аулов Илийского района подсудимый вступил в гражданский брак с женщиной, имевшей несовершеннолетнюю дочь от первого брака. В новом браке у них родился сын. Все бы ничего, но в отсутствие своей гражданской супруги подсудимый начал, находясь в нетрезвом состоянии, оказывать «знаки внимания» своей несовершеннолетней падчерице. При этом пригрозил ей убийством, если она расскажет о его притязаниях своей матери. Так продолжалось до тех пор, пака женщина сама не узнала об омерзительном поведении своего гражданского мужа.

Произошла крупная ссора, сопровождаемая рукоприкладством со стороны гражданина К. обо всем стало известно  родственникам подсудимого, у которого, кстати, от первого брака имелись три дочери. Но так как это ничего не изменило в поведении гражданского мужа, она обратилась с заявлением в районный отдел внутренних дел. Было возбуждено уголовное дело, которое рассмотрено в нашем суде. В ходе судебного заседания потерпевшая при помощи психолога и в присутствии представителя органа опеки и попечительства давала показания в специально оборудованном кабинете, откуда в режиме аудиовидеофиксации беседа тран­слировалась на специальный монитор в зале судебного заседания. Ясно, что потерпевшая не смогла бы публично рассказать о том, что она натерпелась от человека, которого называла «папа».

Суд установил, что подсудимый К. не применял насилия в отношении потерпевшей. Он осужден к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима по ч. 1 ст. 124 УК РК.

Хочу подчеркнуть, что практика рассмотрения подобных и иного характера дел, где нужно получить показания от потерпевшей стороны, с применением новшества себя полностью оправдала. Ведь в присутствии подсудимого не каждый потерпевший сможет повторить показания, которые давал на предварительном следствии. Так повышается уровень правовой защиты несовершеннолетних.

 

Автор: Фархад АБДУЛЛИН, председатель Алматинского межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 2